Пунктом 3 части 4 ст.79 Лесного кодекса Российской Федерацииопределено, что срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней.
Законодатель не указал, что названные дни должны быть рабочими, и не определил порядок исчисления такого срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.
Как признано судами трех инстанций, потенциальным участникам аукциона из указанных четырнадцати дней, определенных законодателем как минимальный срок для подачи заявки, фактически было предоставлено пять дней (из них три полных и два сокращенных рабочих дня).
Извещение об аукционе опубликовано 26.12.2009 (в субботу). Этот день, 27.12.2009, а также период с 1 по 10 января 2010 года являлись нерабочими днями.
Общество "Лидер" подало заявление о заключении соглашения о задатке 30.12.2009 (на входящем штампе департамента значится 31.12.2009). Доказательств извещения общества "Лидер" о подписании соглашения департаментом не представлено.
Антимонопольным органом, судами первой и апелляционной инстанций исследованы фактические обстоятельства процедуры проведения аукциона, в том числе подачи заявки. Установлено, что обращение в департамент с заявлением о заключении соглашения о задатке рассматривается в течение двух дней; у департамента отсутствует обязанность уведомить вторую сторону о заключении (подписании) им такого соглашения; в отсутствие реквизитов данного соглашения (номера и даты) невозможно перечисление задатка на счет департамента, поскольку упомянутые реквизиты необходимо указывать в платежном поручении; без оплаты задатка, то есть без выполнения всех перечисленных действий, подача заявки на участие в аукционе невозможна.
С учетом данных обстоятельств управлением и судами двух инстанций сделан вывод о том, что установленный департаментом срок на подачу заявки, фактически равный пяти дням, является недостаточным и недопустимым исходя из требований Закона о защите конкуренции.
Отсутствие в законе определенных и четко выраженных критериев оценки достаточности срока не освобождает правоприменителей, в том числе суды, от такой оценки, если это необходимо для квалификации правоотношений. Мотивированные и обоснованные выводы судов первой и апелляционной инстанций о недостаточности срока сделаны при полном и всестороннем исследовании всех фактических обстоятельств дела в пределах допустимой степени усмотрения.