Признавая процедуру рассмотрения материалов выездной налоговой проверки нарушенной, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что рассмотрение инспекцией материалов проверки, хотя и в присутствии представителя налогоплательщика, но без предоставления обществу для ознакомления всех материалов выездной налоговой проверки, при осуществлении мероприятий налогового контроля после завершения выездной налоговой проверки общества и неознакомлении налогоплательщика с полученными по их результатам документами, а также без предоставления времени для представления возражений по результатам мероприятий налогового контроля и полученным документам, нарушило права общества на участие в рассмотрении результатов проверки и представление им объяснений и доказательств по существу налоговых правонарушений.
В соответствии с пунктом 14 ст.101
Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Налоговый орган выносит решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса) в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 ст.101 НК РФ).
Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Судами двух инстанций установлено и обществом не оспаривается, что инспекцией было обеспечено присутствие представителей общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки.
Право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными налоговым органом в рамках подобных проверок, является его неотъемлемым правом, однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности ознакомиться со всеми материалами налогового контроля и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Суду надлежит выяснить, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.
Указанное обстоятельство свидетельствует о допущенном судами нарушении норм процессуального права, которое могло привести к принятию неправильного решения, постановления, вследствие чего судебные акты по данному делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области на основании пункта 3 части 1 ст.287
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.