В силу пункта 1 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы обязаны: направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Согласно пункту 3 ст.100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
В силу положений подпункта 9 пункта 1 ст.21 НК РФ налогоплательщик вправе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, что обеспечивается обязанностью налогового органа направить налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.
В пункте 3.1 ст.100 НК РФ установлена обязанность налогового органа прилагать к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено и налоговой инспекцией не опровергнуто, что проверка проведена налоговой инспекцией с существенным нарушением.
Из материалов дела следует, что экземпляр акта выездной налоговой проверки от 23.05.2011 N 15-33-26 вручен руководителю общества Пономареву А.Н. 27.05.2011 с приложениями на 33 листах.
Данные приложения представляют собой таблицы с расчетами ежемесячных авансовых платежей, расчеты сумм задолженности и пеней; а также выписки из материалов выездной налоговой проверки: из протоколов допроса Пономарева, Олейника, Антоновой М.В., Мустахимова Р.З., Вахрушева С.А., Шаблинской А.В., Никитина, Осинцева, Шевцовой; протоколов осмотра от 16.09.2009, от 22.12.2008, писем ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 27.04.2009 N 07-17/06611дсп, от 28.08.2009 N 07-17/14600дсп, письма ОАО "Фирма Энергозащита" филиал "Востокэнергозащита" от 29.07.2009, письма ОАО "Энергозащита-И" от 06.10.2009.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеназванных норм врученные налогоплательщику в качестве приложений к акту проверки документы, поименованные как "выписки", не позволяют идентифицировать указанную в них информацию и ее относимость к налоговой проверке, проверить порядок ее получения, не все выписки из протоколов допроса содержат информацию об инициалах лиц, допрошенных в качестве свидетелей, в них отсутствует информация о том, кем проведен допрос физического лица, разъяснены ли данному лицу его права, предупреждено ли оно об ответственности и т.д.; в выписках из протоколов осмотра также отсутствует информация о том, кем проведен осмотр, наличие понятых при проведении осмотра; из выписок из писем ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 28.08.2009 N 07-17/14596дсп@), выписок из документов юридических лиц "Энергозащита" невозможно установить какого рода документ, кем и как получен (не имеют начала, конца, Ф.И.О., подписей), они имеют рукописный текст, не заверенный должностным лицом налогового органа, все выписки из документов не заверены должностным лицом налоговой инспекции. В составе приложений к акту проверки, отсутствуют и не вручены налогоплательщику документы, использованные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки: ответ Филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) от 07.04.2011 б/н, протокол допроса Золотухиной Т.В. от 05.04.2011 N 92, протокол допроса Марковой Е.Л. от 05.04.2011 N 91, протоколы осмотра, ответ "БайкалИнвестБанк" (ОАО) N 598 от 22.03.2011, выписка по операциям по расчетному счету N 40702810403000000508 ЗАО "Тайга-продукт", выписка по операциям по расчетному счету N 40701810601110017223 ЗАО "Лига", выписка по операциям по расчетному счету N 40702810818310002820 ООО "Регион-Ойл", материалы, полученные от филиала N 3811 банка ВТБ 24 (ЗАО), материалы, полученные от ДО в г. Ангарске ОАО "БайкалИнвестБанк", ответы - информации от налоговых органов, копия регистрационного дела в отношении ООО "Лига", копия заявления о государственной регистрации ООО "Регион-Ойл", копия заявления о государственной регистрации ООО "Мегастрой", что свидетельствует о нарушении права общества на получение документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки.
Доказательства направления в адрес налогоплательщика отсутствующих документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах, а также ознакомление налогоплательщика с данными документами, налоговой инспекцией на запросы суда не представлены.
Пунктом 6 ст.100 НК РФ установлено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих на представление письменных возражений по указанному акту. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно пунктам 1, 2 ст.101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 ст.100 НК РФ.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него, являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности.
Согласно пункту 14 ст.101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и необеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд первой и апелляционной инстанции, оценивая характер допущенных налоговой инспекцией нарушений требований НК РФ и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения, сделали правомерный вывод о том, что допущенные нарушения являются существенными, влекут признание оспариваемого решения незаконным, как нарушающего права и законные интересы заявителя.
|