В заявлении о пересмотре в порядке надзора налоговый орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права и публичных интересов.
По мнению инспекции, вывод об экономической обоснованности сумм капитализированных процентов в целях отнесения их на расходы сделан судами без учета фактического превышения ставки 15 процентов, установленной законом. Суд пришел к такому выводу исходя из общей экономической целесообразности получения займов и с учетом достижения целей консорциума - строительства трубопровода. Вопрос о соответствии размера процентов предельно допустимой величине судом не ставился. Капитализированные проценты сами по себе не являются долговым обязательством. Намерение сторон договора постоянно увеличивать сумму долга противоречит выводу об экономической обоснованности сумм капитализированных процентов. Законодательство предусматривает ответственность только за невозврат суммы займа, а не процентов по займу. Российское гражданское законодательство не предусматривает возможности применения сложных процентов, как нарушающей положения ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган сослался на то, что договоры займа между обществом и учредителями предусматривают применение к спорным правоотношениям права Англии, согласно которому, по мнению налогового органа, заранее заключенное соглашение о сложных процентах, ничтожно.
Институт сложных процентов по общему правилу не предусматривается российским законодательством. Он не может считаться противоречащим публичному порядку России, поскольку направлен на экономическое стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства.
|