Подписка на новые прецеденты.
* Рассылка по подписке не реже одного раза в неделю
Ф.И.О. *:
Субъект РФ *:
Email *:
Профессия:

 
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ
арбитражного адвоката
№ 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  
№ 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12  
№ 13  № 14  № 15  № 16  № 17  № 18  
№ 19  № 20  № 21  № 22  № 23  № 24  
№ 25  № 26  № 27  № 28  № 29  № 30  
№ 31  № 32  № 33  № 34  № 35  № 36  
№ 37  № 38  
3 Самых (рейтинг просмотров):  № 17,  № 28,  № 6
           
 
СЕМИНАРЫ/ВЕБИНАРЫ
по судебной практике
Ближайших семинаров нет.
   
СУДЕБНЫЕ  ПРЕЦЕДЕНТЫ  АРБИТРАЖНОЙ  ПРАКТИКИ
Материальное право   (566)

08.01.2014 г.
Земельные споры (Земельный кодекс Российской Федерации)   (26)    

Предоставлено: Дорош С.Н.
Анонс судебного прецедента:

При отсутствии актов органов государственной власти или местного самоуправления об отнесении земельных участков к рекреационным как категории особо охраняемых природных территорий, соответствующие участки не могут признаны ограниченными в обороте.


Как установлено судами и подтверждается материалами дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - трехэтажный кирпичный дом общей площадью 1525,1 кв. метра, находящийся по адресу: Нижегородская обл., Шатковский р-н, р.п. Шатки, оздоровительный лагерь имени Ю.А. Гагарина (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2010 серии 52-АГ N 226872).
Спорные земельные участки, на которых в том числе расположен указанный объект недвижимости, предоставлены обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства пионерского лагеря (акт от 10.09.1987 А-I N 075239).
Общество 24.05.2010 провело работы по межеванию спорных земельных участков, а 09.07.2010 обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении ему этих участков на праве собственности.
Письмом от 23.07.2010 N 1380 администрация со ссылкой на подпункт 1 пункта 5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) сообщила о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность ввиду того, что они расположены в пределах особо охраняемых природных территорий.
Сочтя, что отказ администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, так как пришли к выводу, что спорные земельные участки, предоставленные для строительства пионерского лагеря и спортивного комплекса, относятся к землям особо охраняемых территорий, имеющих особое рекреационное назначение, а потому не могут быть переданы в собственность общества в силу пункта 2 статьи 15, пунктов 2 и 5 статьи 27, пункта 1 статьи 36, пункта 1 и 2 статьи 94, статьи 98 Земельного кодекса, пункта 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации, статей 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклонил ссылку общества на то, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки подлежит безусловному переоформлению в соответствии с выбором землепользователя на право собственности согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Однако вывод судов о том, что спорные земельные участки относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, а потому не могут предоставляться в собственность общества, является ошибочным.
Согласно кадастровым паспортам спорные земельные участки относятся к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Статьей 94 Земельного кодекса предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса не установлены ограничения в обороте.
Кроме того, общество, обладающее спорными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на приобретение их в собственность на основании пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса.
Следовательно, у администрации отсутствовали правовые основания для отказа обществу в приобретении в собственность спорных земельных участков.
 
(опубликовано на сайте ВАС РФ 01.05.2012)
 
 

Яндекс.Метрика