Подписка на новые прецеденты.
* Рассылка по подписке не реже одного раза в неделю
Ф.И.О. *:
Субъект РФ *:
Email *:
Профессия:

 
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ
арбитражного адвоката
№ 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  
№ 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12  
№ 13  № 14  № 15  № 16  № 17  № 18  
№ 19  № 20  № 21  № 22  № 23  № 24  
№ 25  № 26  № 27  № 28  № 29  № 30  
№ 31  № 32  № 33  № 34  № 35  № 36  
№ 37  № 38  
3 Самых (рейтинг просмотров):  № 17,  № 28,  № 6
           
 
СЕМИНАРЫ/ВЕБИНАРЫ
по судебной практике
Ближайших семинаров нет.
   
СУДЕБНЫЕ  ПРЕЦЕДЕНТЫ  АРБИТРАЖНОЙ  ПРАКТИКИ
Материальное право   (566)

29.06.2013 г.
Земельные споры (Земельный кодекс Российской Федерации)   (26)    

Предоставлено: Дорош С.Н.
Анонс судебного прецедента:

В действующем законодательстве отсутствует специальный порядок государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающего на основании акта органа местного самоуправления.


 

В силу ст.44 Земельного кодекса Российской Федерации  (ЗК РФ) принудительное изъятие земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством, является основанием прекращения права собственности на земельный участок.
В силу положений п.1 ст.49, п.1 ст.55, п.1 ст.63 ЗК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно пункту 1 ст. 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе, путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со ст.62  ЗК РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе, путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Таким образом, из указанных выше норм следует, что земельный участок может быть изъят для государственных нужд, не только у собственника земельного участка, но и у арендатора земельного участка до истечения срока действия договора аренды.
Согласно ст.280 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением.
Однако, арендатор земельного участка, не являясь собственником земельного участка, иных правомочий кроме как пользоваться земельным участком в соответствии с условиями договора аренды, не имеет.
В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - "Закон о регистрации")  государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический факт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В пункте 1 ст.4 Закона о регистрации предусмотрено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
При этом государственной регистрации подлежат права, сделки и ограничения (обременения) в отношении конкретного объекта недвижимого имущества.
В соответствии с абзацем 3 ст.61 раздела V Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219, при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения для государственных или муниципальных нужд в графе "Лицо, права которого ограничиваются (обременяются)" указываются предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил данные о правообладателе, а в графе "Лицо, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права" указывается, для чьих нужд изымается объект недвижимого имущества - Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование.
Из указанных выше норм, следует, что в настоящем случае государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) прав на земельные участки, возникшее на основании акта органа государственной власти.
Довод кассационной жалобы заявителя о необоснованности отказа суда апелляционной инстанции в удовлетворении требований Департамента земельных ресурсов города Москвы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:01003:006, 77:04:01003:018, 77:04:01003:019, в отношении которых имеются сведения о государственной регистрации прав, отклоняется кассационной коллегией, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается отказ регистрирующего органа в регистрации решения государственного органа об изъятии пяти земельных участков.
Заявитель имеет право обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями об обременении (ограничении) зарегистрированных прав на данные земельные участки.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающего на основании акта органа местного самоуправления, при ее осуществлении применяются общие правила, установленные для государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки в соответствии с Законом о регистрации.
 
 
 

Яндекс.Метрика