Из положений подп.1 пункта 1 ст.1225 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ) следует, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе, произведения науки, литературы и искусства.
В п.1 ст.1255 ГК РФ установлено, что интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Из п.1 ст.1259 ГК РФ следует, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Помимо этого, разновидностью произведения науки, литературы и искусства является такая группа произведений, как "другие произведения" (абз. 12 п.1 ст. ст.1259 ГК РФ).
Таким образом, учитывая, что перечень охраняемых авторским правом объектов является открытым, поскольку в п.1 ст.1259 ГК РФ содержится положение о том, что, помимо перечисленных в данной статье объектов, правовой охране подлежат и "другие произведения", к другим объектам справедливо отнести рекламный слоган как составляющий объект рекламы.
Под рекламным слоганом следует понимать запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе основную рекламную информацию. Последний, как правило, используется либо с целью продвижения какого-либо товара и услуги (бытовой слоган), либо с целью повышения имиджа самой компании (имиджевый слоган).
С учетом приведенного, и исходя из требований норм п.1 ст.1259 ГК РФ следует, что не любой рекламный слоган может быть объектом авторского права, а только тот, который обладает всеми признаками, присущими с точки зрения закона авторскому произведению:
- рекламный слоган как объект рекламы должен обладать творческим характером. Последний должен быть оригинальным и неповторимым;
- рекламный слоган должен выражаться в какой-либо объективной форме (письменной, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме или др.).
Кроме того, в силу положений ст.1295 ГК РФ служебным произведением, являющимся объектом авторских прав, - признается произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах исполнения своих трудовых обязанностей. При этом необходимо, чтобы создание произведения, творческая деятельность были трудовыми обязанностями работника (автора).
С учетом приведенных императивных положений суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод нижестоящего суда, указавшего на недоказанность истцом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что рекламный слоган "В подарок Вашему иммунитету" является самостоятельным объектом авторского права, полученным в результате творческого труда работника ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" при исполнении им трудовых обязанностей.