Подписка на новые прецеденты.
* Рассылка по подписке не реже одного раза в неделю
Ф.И.О. *:
Субъект РФ *:
Email *:
Профессия:

 
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ
арбитражного адвоката
№ 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  
№ 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12  
№ 13  № 14  № 15  № 16  № 17  № 18  
№ 19  № 20  № 21  № 22  № 23  № 24  
№ 25  № 26  № 27  № 28  № 29  № 30  
№ 31  № 32  № 33  № 34  № 35  № 36  
№ 37  № 38  
3 Самых (рейтинг просмотров):  № 17,  № 28,  № 6
           
 
СЕМИНАРЫ/ВЕБИНАРЫ
по судебной практике
Ближайших семинаров нет.
   
СУДЕБНЫЕ  ПРЕЦЕДЕНТЫ  АРБИТРАЖНОЙ  ПРАКТИКИ
Арбитражное процессуальное право   (361)

15.12.2012 г.
Подведомственность дел арбитражному суду (глава 4 АПК РФ, параграф 1)   (31)    

Предоставлено: Дорош С.Н.
Анонс судебного прецедента:
Не подведомственны арбитражному суду дела об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - "ЗК РФ"), введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).  В соответствии   с   пунктом    4 ст.14   Федерального    закона    от   02.01.2000 №28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - "Федеральный закон №28-ФЗ") сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации  возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В соответствии с указанными положениями главой администрации постановлением от 08.01.2004 №1 были утверждены результаты оценки земель поселений Ульяновской области. Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в изданиях "Ульяновская правда" и "Деловой Вестник" в 2004 году.
Оспариваемое заявителем приложение №24 к названному постановлению, являющееся его составной частью, содержит кадастровую оценку земель по видам функционального использования, которой заявитель и другие лица должны руководствоваться при решении вопросов налогообложения и иных вопросов.
Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Между тем суды, рассматривая настоящее дело, не решали вопроса о правовой природе оспариваемого постановления главы администрации и фактически исходили из того, что оно является ненормативным правовым актом, поскольку рассмотрели дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - "АПК РФ"), регулирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Ошибочное определение природы оспариваемого акта повлекло за собой не только неправильное применение порядка рассмотрения, но и нарушение правил подведомственности.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 28-ФЗ не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.

В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.

Постановление  Президиума ВАС  РФ  от 25.03.2008 №9504/07, дело №А72-7891/06-4/432  

 

 
Судами установлено следующее.
Предприниматель полагает, что утверждение результатов государственной оценки земель населенных пунктов Саратовской области Постановлением N 423-П произведено с нарушением процедуры, установленной федеральными правовыми актами. По мнению предпринимателя, кадастровая стоимость земельного участка не имеет под собой экономической основы, является произвольной и завышенной, а оспариваемое в части Постановление N 423-П нарушает права и законные интересы предпринимателя. На этом основании предприниматель считает, что оспариваемое в части Постановление N 423-П не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 66 ЗК РФ, в связи с чем нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и возлагает на него обязанность по уплате земельного налога в большем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством.
Указанные обстоятельства явились причиной обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, поддержанный судом кассационной инстанции, исходил из следующего.
Оспариваемое постановление относится к нормативным правовым актам. Ст.29 АПК РФ предусматривает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере регулирования оценочной деятельности.
Предпринимателем оспаривается нормативный правовой акт Саратовской области, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области. Принимая во внимание характер заявленных требований и, исходя из положений ст.29 АПК РФ, которая не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел об оспаривании такого рода нормативных правовых актов, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о прекращении производства по делу.
Согласно части 4 ст.299 АПК РФи дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии оснований, установленных статьей 304.
В соответствии с частью 1 ст.304 АПК РФ основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 ст.304 АПК РФ, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
 
 

Яндекс.Метрика