Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ОГРН 1021801507518, ИНН 1833002893; далее - фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.04.2012 по делу N А71-3940/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования Киясовский район (далее - администрация) 24 094 руб. 23 коп. пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2002 году, начисленных за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2012 (судья Иютина О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необоснованное применение судами к спорным правоотношениям норм налогового законодательства Российской Федерации, в частности касающихся сроков предъявления требования об уплате налога и срока для предъявления заявления при неисполнении требования об уплате налога.
Заявитель полагает, что в данном случае применению подлежит норма Гражданского кодекса Российской Федерации об общем сроке исковой давности, который составляет 3 года.
Фонд считает также, что апелляционный суд при вынесении постановления применил Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который, по его мнению, не подлежит применению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с утвержденными ежегодными бюджетами Удмуртской Республики сумма взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Киясовского района Удмуртской Республики, подлежащая уплате в фонд, составила за период с 1997 г. по 2000 г. - 1 536 000 руб., за 2002 г. - 507 000 руб.
Фондом проведена проверка администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 1997 - 2000 гг., 2002 г., в ходе которой выявлено, что за указанный период администрацией перечислено в бюджет фонда страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения всего в сумме 464 938 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 1997 - 2002 гг. составила 1 578 062 руб.
Неуплата администрацией указанной суммы недоимки по страховым взносам послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд за ее взысканием в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.01.2006 по делу N А71-857/2004-Г14 с администрации взыскана задолженность в сумме 247 232 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано в связи с пропуском трехгодичного срока.
Фактическая уплата взысканных сумм произведена 01.11.2010, 18.11.2011, 15.12.2011.
В связи с несвоевременным перечислением администрацией в фонд страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 247 232 руб. фондом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в размере 24 094 руб. 23 коп.;
Фондом в адрес администрации выставлено требование от 25.01.2011 N 1 с предложением в срок до 10.02.2011 уплатить указанную сумму пеней.
Неисполнение администрацией в добровольном порядке указанного требования об уплате пеней послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из пропуска заявителем установленного законом срока для взыскания пеней.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").
В ст. 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
С 01.01.2010 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ решение о принудительном взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах плательщика принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Законом N 212-ФЗ установлен предельный срок для принятия решения о взыскании - 5 месяцев и 10 дней (3 месяца на вынесение требования + срок на добровольное исполнение + 2 месяца на вынесение решения) с момента выявления задолженности. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).
Заявление о взыскании недоимки, пеней может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.05.2008 N 16933/07, взыскание недоимки и пеней за пределами установленного федеральным законом срока недопустимо.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что требование об уплате пеней выставлено фондом 25.01.2011, срок для добровольного исполнения требования установлен до 10.02.2011.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения с соответствующим заявлением в суд истекает 10.08.2011.
Фонд обратился в суд 07.02.2012, то есть за пределами установленного срока, что исключает возможность взыскания пеней.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно указал на нарушение фондом трехмесячного срока выставления требования относительно пеней, начисленных за период до 25.10.2010.
При таких обстоятельствах, учитывая пропуск заявителем установленного законом срока для взыскания пеней, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных фондом требований.
Приведенная в кассационной жалобе ссылка фонда на трехлетний срок исковой давности, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания п. 3 ст. 2 данного Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Закон 212-ФЗ, являющийся к спорным правоотношениям специальным законодательством таких допущений в применении гражданского законодательства не устанавливает.
Довод заявителя о неправомерном применении апелляционным судом при рассмотрении спора положений Закона N 212-ФЗ судом кассационной инстанции не принимается как основанным на неправильном толковании норм материального права.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.04.2012 по делу N А71-3940/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ